Йошкар-Ола,Петрова 19 офис 5
8(8362) 67-67-35, 31-32-90

Окна в Россия . Развитие оконного дела в России имеет свою уникальную историю. До IX века крестьяне Древней Руси возводили свои жилища вовсе без окон. Только в IX — X веках в стенах бревенчатых изб появился горизонтальный узкий проем — волоковое окошко. Оно предназначалось для выпуска дыма и получило свое название от деревянной задвижки — волока, при помощи которой закрывался («заволакивался») оконный проем. На зиму на деревянную раму окна натягивался рыбий или бычий пузырь, промасленный холст.
В XIII веке маленькое волоковое окно сменило большее по размерам четырехугольное косящатое окно (проем окна укрепляли крепкими косяками — отсюда и название).
Позднее появляются слюдяные окончины. Это так называемые «красные» окна, которые делались в светлицах, горницах и рамы которых красили в красный цвет. Стекольчатые окна появились лишь во второй половине XVII века. Но стекла были мутного зеленоватого цвета, сквозь которые трудно было что-то разглядеть.
Для того чтобы защититься от холода и ветра, окна снаружи закрывались ставнями, а щели между стеной и окном — наличниками. Именно оконные резные наличники (декоративное обрамление оконного проема в виде накладных фигурных планок) стали визитной карточкой русского зодчества. Искусно изготовленные наличники делали нарядным любое, даже самое неказистое жилище.
Царь Петр I в XVII веке «прорубил окно в Европу», через которое в 1 Россию хлынули потоки «новых технологий» и, в частности, опыт каменного гражданского строительства. В результате начинают складываться новые принципы оформления фасадов, новые архитектурные стили, новые размеры, формы и приемы декора окон.
Сначала появились строгие прямоугольные, без обрамления, окна стиля петровского барокко. В деревянную раму вставлялось настоящее стекло. Затем под влиянием Франции стали делать большие от пола до потолка арочные французские окна с пышным барочным декоративным обрамлением.
В конце XVIII — начале XIX века архитекторы начали возводить дома в более строгом стиле — классицизме. Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятся более прямоугольные окна с крестообразными переплетами с очень лаконичным обрамлением или вообще без него.
В середине XIX века появилось новое направление в архитектуре — эклектика. В отделке фасадов и, в частности, в обрамлении оконных проемов в псевдорусском стиле использовались декоративные приемы, заимствованные из средневекового зодчества и русского народного прикладного искусства: кокошники, арочки, полихромные поливные изразцы и разного рода лепные детали.
На рубеже Х1Х-ХХ веков Европу захватил изящный, утонченный стиль ар-нуво. В России он реализовался в русском модерне.Окгиюооразными переплетами с очень лаконичным обрамлением или вообще без него.
В середине XIX века появилось новое направление в архитектуре — эклектика. В отделке фасадов и, в частности, в обрамлении оконных проемов в псевдорусском стиле использовались декоративные приемы, заимствованные из средневекового зодчества и русского народного прикладного искусства: кокошники, арочки, полихромные поливные изразцы и разного рода лепные детали.
На рубеже XIX—XX веков Европу захватил изящный, утонченный стиль ар-нуво. В России он реализовался в русском модерне.Ок- на становятся разнообразными по форме и размерам, со сложной вязью переплетов, цветными витражами.
В начале XX века родился новый архитектурный стиль — русский конструктивизм, переросший в функционализм.
Функциональное назначение и минимум декора проявлялись и в устройстве несимметричных окон с большой и маленькой створками, а в дальнейшем — ленточного остекления и остекленных поверхностей большой площади, которые применяются и по нынешний день.
Сегодня разнообразие стилей в российской архитектуре жилых домов порождает и огромнейшее разнообразие форм, размеров, материалов и расцветок окон.

Столица России Москва — неповторимый и самобытный город. Она никогда не строилась геометрично, под «единый карниз», как Санкт-Петербург. Москве изначально была свойственна жи- [ вописная нерегулярность, нагромождение зданий различных стилей, и в этом, наверное, ее исключительное очарование. Но [ все-таки можно выделить несколько основных исторических стилей, использованных при застройке Москвы.
В середине XVIII века в архитектуре России, и в частности в Москве, главенствовала эпоха классицизма, плодом которой стали строгие и величественные каменные особняки с утонченными, напоминающими античность, фасадами. Оконные проемы — в основном, прямоугольные, без обрамления, иногда увенчанные треугольными фронтонами-сандриками. Среди выдающихся архитектурных памятников классицизма — дом Пашкова.
В XIX веке классицизм стала вытеснять эклектика — довольно привычный для Москвы стиль, который являлся своеобразным «коктейлем» элементов различных стилей. Примерами московской эклектичной архитектуры могут служить дома на Старом Арбате. В их отделке применялись характерные для эклектики детали: декоративная лепнина, богатое украшение оконных наличников и др.
В это же время в Москве получил популярность псевдорусский стиль, использовавший мотивы древнерусского зодчества и народного декоративного искусства. Ярким примером этого стиля является Большой Кремлевский дворец, в каменной отделке которого использованы мотивы русской деревянной резьбы. Окна также выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине.
С 1900 года вид фасадов жилых зданий Москвы определяет стиль русский модерн, лучшими образцами которого стали особняки, построенные архитекторами Ф. Шехтелем и Л. Кекушевым. Стены домов московского модерна украшались причудливыми декоративными рельефами и многоцветными майоликовыми панно с переплетающимися растениями или с сюжетами русских народных сказок. Сложные криволинейные формы окон, разнообразие их размеров на одном фасаде, замысловатость деревянных оконных переплетов, растительные мотивы кованых решеток вносили изысканные черты в московский модерн.
С 30-х по 50-е годы прошлого века лидирующим стилем в архитектуре СССР становится советский монументальный классицизм, так называемый сталинский ампир. Он сочетал помпезность и величественность и должен был «отражать торжество идей социализма». Одним из самых впечатляющих проектов сталинского ампира справедливо можно назвать строительство семи монументальных общественных и жилых зданий сталинских высоток, которые «короновали» Москву. Пропорции больших вертикальных окон в сталинских домах подчинялись классическому правилу золотого сечения. Рамы окон с класси ческими переплетами изготавливались из прочнейшего дуба и красились темно-коричневой краской.

 

Заказать звонок
+
Жду звонка!